Статья про нашего долгосрочного партнера ООО «НПФ «Строй-Сервис ЛТД»
ДВА ГИПЕРМАРКЕТА ДЛЯ ОДНОГО ГЕНПОДРЯДЧИКА. ЗАКАЗЧИК ЗАИНТЕРЕСОВАН В РАСШИРЕНИИ ФУНКЦИЙ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПОДРЯДЧИКА.
Ремонтная фирма, генподрядчик на строительстве гипермаркетов и объектов логистики, перспективный девелопер малоэтажного жилья – таков путь ООО «НПФ «Строй-Сервис ЛТД» почти за 15 лет работы в строительном комплексе. Об итогах и планах компании рассказывает ее генеральный директор Александр Гребенников.
ООО «Научно-производственная фирма «Строй-сервис ЛТД» образовано в мае 1993 г. Основные направления деятельности – строительство и деревообработка.
Имеет лицензии на осуществление строительной деятельности и проектирования, реставрации объектов культурного наследия.
Среди заказчиков компании Комитет по строительству администрации СПб, Служба государственного строительного надзора и экспертизы, ГУП «Водоканал СПб», ДЛТ, СПбГУ и др. государственные и коммерческие структуры.
– Александр Александрович, какими, по вашему мнению, преимуществами должна обладать генподрядная компания, чтобы выиграть тендер?
– На самом деле участию в тендере предшествует некий естественный отбор. Компания, претендующая на победу, должна иметь опыт строительства, рекомендации бывших заказчиков, финансовую состоятельность, материально-техническую базу. Заказчик примерно представляет, какова стоимость будущего объекта, какой ценой можно обеспечить сроки и качество строительных работ. Поэтому для участия в тендерах подбираются компании одного уровня, которые могут справиться с этой работой. Со своей стороны мы, заявляя ценовые условия на тендерных торгах, опираемся на свой опыт работы на подобных объектах.
Строительство гипермаркета КарусельЯ считаю, что лучшая профессиональная репутация для генподрядчика – это хорошо спроектированные и построенные объекты. А подтверждают эту репутацию повторные обращения бывших заказчиков. Однако не всегда победа генподрядчика в тендере и качественное строительство объекта становятся залогом успеха в будущих подобных конкурсах. Например, разные гипермаркеты одной торговой сети «Карусель» строят разные генподрядчики. Это тоже нормальное явление. Ведь если из года в год доверяться одной компании, то объекты начнут дорожать.
– А насколько для заказчика значимы сертификаты, подтверждающие, например, наличие системы менеджмента качества у генподрядчика?
– На мой взгляд, пока это не имеет значения. Достаточно лицензий Госстроя на строительство и проектирование или лицензии Минкульта на осуществление реставрационной деятельности. Тем не менее мы планируем сертифицировать компанию по стандартам ИСО 9000-2000. Надо отметить, что отечественный заказчик начинает приближаться по уровню подготовки и проведения тендеров к зарубежным коллегам: в его требованиях прослеживается направленность на экологичность, обеспечение техники безопасности, организацию системы контроля качества.
– Какие «подводные камни» чаще всего таит в себе тендер?
– Главная проблема в том, что генподрядная компания, которая принимает решение об участии в тендере, не имеет рабочей документации. В лучшем случае в ее распоряжении только основные параметры будущего объекта. Конечно, если ты имеешь некий опыт работы, то сможешь оценить, во сколько тебе может обойтись предстоящее строительство.
Что касается отдельных видов работ, то основной «подводный» камень», который может серьезно повлиять на стоимость строительства, таится при возведении фундаментов. Предугадать расходы на них очень сложно, так как нередко на момент проведения тендера у компании нет точных данных по инженерным изысканиям.
Все остальное более-менее понятно. К тому же договор генподряда заключается на проект в целом – всегда какие-то из его разделов в ходе строительства оказываются выгоднее по цене, а какие-то – наоборот.
Строительство гипермаркета Карусель– Самое время разобраться в принципах отбора субподрядных компаний.
– Мы стараемся работать с постоянными подрядчиками, но привлекаем и новые компании. Испытанный подрядчик хорош тем, что предсказуем. Мне известны его недостатки, и я знаю, где и на каком этапе с него надо спросить построже. Новый подрядчик выигрывает у нас тендер по специализированным работам, а мы тем самым представляем, какие цены действуют в этом сегменте строительного рынка.
Главным при выборе подрядчика являются его деловая репутация, профессионализм, качество, сроки и стоимость работ. Из наших долгосрочных партнеров упомяну «Ясень-Электро» (электромонтажные работы, автоматика), с которыми мы делаем уже третий объект, «Пятый век» (вентиляции и кондиционирование), ПО «Баррикада» – основного поставщика железобетонных конструкций, колонн, плит перекрытий.
– В последнее время вы успешно сдали в эксплуатацию два гипермаркета «Карусель». В чем для вас, как генподрядчика, особенность этих объектов?
– Из всей сети «Карусель» вряд ли найдутся настолько отличающиеся друг от друга гипермаркеты. «Карусель» на Дальневосточном пр. строилась на многометровом слое зольных отвалов на свайном фундаменте. Из-за требований экологической безопасности под зданием на метровой отметке была установлена специальная мембрана, поверх которой насыпан грунт. Все инженерные коммуникации проложены в отдельных изолированных каналах, установлены контрольные колодцы. Такие же дорогостоящие работы нулевого цикла проведены под будущую застройку всего торгового комплекса. То есть пятно, выгодное для инвестора, оказалось не самым выгодным для строителей.
Гипермаркет на пр. Руставели стоит на очень слабых грунтах. Поэтому для повышения несущей способности фундамента впервые был применен метод преднапряженного армирования бетонных конструкций.
Строительство гипермаркета Карусель– Может ли генподрядчик настаивать на применении новых технологий и материалов, которые несут очевидную экономическую выгоду или позволяют уложиться в более сжатые сроки строительства?
– Практически нет. Дать дорогу новым материалам может только проектировщик. Генподрядчик же получает готовый проект, прошедший экспертизу и согласования. В отдельных случаях применение новых материалов, конструкций или технологий возможно. Но такие технические решения нужно согласовывать, на что уходит время. А на строительство одного гипермаркета «Карусель» отводится всего 240 дней. В этот срок надо уложиться, несмотря ни на что, в том числе и сбои в поставках стройматериалов.
– То есть для этого сам генподрядчик должен шагнуть дальше и заняться управлением проектами или инжинирингом. А насколько далеко могут расшириться границы полномочий компании в рамках генподрядного договора?
– Инвестору удобно, чтобы исполнитель совмещал функции заказчика, подрядчика и проектировщика. Заказчик, который организует работу и управляет проектом, тоже предпочитает передать максимальный объем работ одному генподрядчику. Мы, как строительная компания, выполняем 80–90% работ на объекте, в том числе бетонирование, возведение фундамента и каркаса здания, монтаж ограждающих конструкций, отделку помещений. Субподрядные организации нанимаем на узкоспециализированные работы. Если заказчик пожелал передать генподрядчику дополнительные функции, то это обычно отражается в договоре. Такая практика уже стала привычной и постоянной. Чаще всего в таких случаях идет речь о согласовании или сдаче объекта Госстройнадзору по доверенности заказчика.