Интервью директора «Ясень-Электро» в честь двадцатилетия компании.
1. Почему Вы решили заниматься именно этим бизнесом?
-Почему я решил заниматься именно этим бизнесом? Сложно сказать. Не было какой-то определенной задачи или какого-то желания, мечты детства не было. Просто, скажем так, стечение обстоятельств привело меня в строительный бизнес.
2.Олег Борисович, до основания компании «Ясень-Электро» чем вы занимались?
— Это были 90-е годы и я только что закончил институт, получив диплом инженера. Моей первой работой стало предприятие по переработке электронных производств, где я отработал полгода инженером по дробильной технике. К сожалению, у руководства компании не хватило средств для развития и проект закрылся. В 1993 году я основал кооператив «Ясень», который занимался электромонтажными работами. Поначалу мы выполняли заказы знакомых, но со временем последовали более крупные предложения. Одним из первых серьезных заказчиков было Управление вневедомственной охраны Московского района Санкт-Петербурга. Затем, большой объем работы мы выполняли при реконструкции ресторана «Метрополь». Все это помогло нам прийти к тому, что в 1995 году было основано ООО «Ясень-Электро».
3.Среди объектов, на которых компания работала в тот период, есть весьма знаковые для Петербурга — Ботанический сад и Домик Петра I.
— Да, Фонд Сороса тогда финансировал работы по реконструкции наследия ЮНЕСКО и под этот проект попал Ботанический сад. Мы вели электромонтажные работы в Гербарии Ботанического сада – полностью меняли проводку, розетки и так далее. В футляре Домика Петра мы также меняли проводку, электрощиты – электрику проводили здесь в 40-50-х годах и все было старое, сгнившее. В самом Домике делали экспозиционный свет – специальную подсветку для экспозиций музея.
4.Что-нибудь находили интересное в Домике?
— Ничего такого, что бы представляло историческую ценность, но с этим объектом связана интересная история. На чердаке были сложены списанные светильники – огромные шары. К сожалению, не знаю их тип, такие выпускали в 40-50-х годах. А мы в это время делали офис в одной строительной компании, и там дизайнер мучился, пытаясь подобрать круглый светильник на длинном подвесе. Мы, взяв медную сварочную трубу для кондиционеров, списанные светильники с чердака Домика Петра и колпачки от пены «Макрофлекс», сделали дизайнерские светильники, которые всех поразили. Они до сих пор в этом офисе и висят.
5.Как лучше построить бизнес – на одном большом контракте или нескольких маленьких заказах?
— Можно и так и так. Когда открываешь бизнес, ты должен четко понимать, что будешь делать. Должны быть какие-то предварительные договоренности с потенциальным заказчиком. В противном случае не будет источника финансирования, а у тебя есть команда, перед которой необходимо выполнять обязательства.
6.Когда поняли, что у вас есть такая команда?
— В 90-х годах стартового капитала у нас как такового не было, поэтому отсутствовала возможность нанять полный штат сотрудников. А как правило, команда подбирается именно так. У нас все делалось по-другому принципу – собирается несколько единомышленников и начинают работать. Когда они понимают, что перестают успевать что-либо делать на каком-то участке, приглашается еще один человек, потом второй и так далее. Это своего рода «хэндмейд-тим» – команда, созданная вручную, когда каждый человек подбирается индивидуально. Так происходит, когда проекты рождаются без инвестиций, с нуля.
Сейчас у нас в основном работают сотрудники, которые пришли в компанию в начале 2000-х годов. И люди не уходят. Мы пережили два кризиса…даже три, если считать 1998 год. Конечно, кому совсем было плохо, те ушли. Остались те, кто понимает, что любая компания, если она живая, не умрет даже при временном отсутствии заказов, любом кризисе. А у нас живая компания. Были периоды, когда мы имели большие заказы, стабильное финансирование, но возникали и периоды, когда этого всего не было по разным причинам. Но поскольку жить нужно, а для меня это единственный бизнес и дело всей моей жизни, мы придумываем какие-то шаги. Например, как нам реструктуризировать бизнес, чтобы получить новых заказчиков и развить новые направления.
7.Какой кризис из этих трех был самым тяжелым?
— Кризис в 1998 году я практически не помню – для нас он был легкий, но в 2008 году — очень тяжелый. Тогда из 140 человек, работающих в компании «Ясень-Электро», осталось только 25. Сейчас кризис легкий, потому что он странный. При том, что по численности у нас компания меньше, чем в 2008 году, а объемы работ значительно возросли. Денег нет, как и у всех в отрасли, но есть перспективы. И этот кризис легче, потому что есть перспективы. Когда начали падать какие-то конкретные заказчики, в том числе крупный «Ленэнерго», мы не пострадали, как многие игроки рынка, мы пережили этот период. Сейчас очень много работы, но остро встает вопрос с финансированием. Вместо денег, например, квартиры предлагают. С некоторыми заказчиками мы по такой схеме работаем. Возникают большие отсрочки по платежам, на начальном периоде приходится выполнять работу за свои деньги. В общем, есть определенные сложности. Но если их каким-то образом решить – кредитные линии, изменения стандартных договоров — то тогда работать можно.
8.Сейчас компания больше специализируется на новом строительстве или реконструкции? Кто ваши заказчики?
— На новом строительстве. Но мы выполняем все работы, и реконструкцию в том числе. В свое время мы делали инженерные сети для трех гипермаркетов «Карусель». Сейчас активно работаем с застройщиком «МАВИС» в Мурино и Кудрово. Мы проводим сети – водопровод, канализацию, вентиляцию. Три дома уже сделали, четвертый доделываем и приступаем к пятому. Еще один интересный проект – жилье бизнес-класса «Новый город». Там четыре очереди строительства, три из них мы уже сделали. Сейчас заключаем новый контракт и ожидаем начало работы. Из больших проектов можно также выделить
жилой комплекс «Янила Кантри», также несколько домов мы сделали для ведущего застройщика Петербурга Setl City.
9.Когда произошло перепрофилирование и вы решили заниматься не только электромонтажными работами?
— В начале 2000-х годов мы занялись вентиляцией и кондиционированием, затем — слаботочкой и последние четыре года проводим водопровод, канализацию и отопление. Перепрофилироваться пришлось по нескольким причинам. Во-первых, заказчики хотят видеть комплекс работ, сосредоточенных в одних руках. Им так удобнее. Во-вторых, рентабельность каждого объекта сейчас становится все меньше и меньше – происходит удорожание строительных материалов и в то же время идет достаточно жесткий прессинг заказчика по ценообразованию. Поэтому подрядчик попадает между молотом и наковальней. В связи с этим, приходя на объект с малой рентабельностью, но выполняя несколько работ на одном и том же объекте, мы ее повышаем за счет единой организации процесса.
10.Сколько сейчас контрактов одновременно ведет компания?
— Сейчас у нас открыто контрактов на сумму порядка 380 млн рублей. Это около 40 контрактов.
11. Как вы думаете почему из огромного списка в строительной компании заказчики выбирают именно вашу?
-Когда нашу компанию выбирают, не листают огромный список строительных компаний. Есть такое понятие шорт-лист(короткий список), куда давным давно вошли компании, с которыми большинство наших заказчиков просто знакомы. 90% заказчиков, с которыми мы работаем, знают нас уже долгие годы, знают наши возможности. А те 10%, которые появляются у нас каждый год, может быть 20%, это такие заказчики,которым мы помогли решить какую-либо проблему. Основной наш подход к выполнению работы заключается в том, что мы стараемся предложить заказчику максимально низкую цену на рынке конкурирующих компаний и помощь в решении какой-либо проблемы. Помочь построить объект, помочь ввести его в эксплуатацию, помочь решить задачу, которая была поставлена предыдущим нашим коллегам, но они не справились. В основном заказчики выбирают нас из-за наших возможностей и приличного опыта.
12. Можете ли вы обозначить главные принципы работы вашей компании?
-Главный принцип работы нашей компании заложен нашем слогане » Мы достойно делаем свою работу». Я считаю, что основной принцип-это подход к работе, подход к взаимоотношениям, как с подрядчиками, так и заказчиками, с поставщиками и вообще со всеми людьми и компаниями с которыми мы контактируем во время нашего бизнес-процесса. Самое главное-это достоинство. Нельзя ущемлять чужое достоинство и нельзя терять свое. Его очень легко потерять: можно сделать плохо работу, всех обмануть, поступить нечестно. Путей потерять достоинство очень много, а по путей вернуть его и свое имя очень мало. Поэтому мы достойно делаем свою работу, и это и есть главный принцип.
13.Как будете отмечать 20-летие компании?
— Двадцать лет компании исполнилось 11 мая и как-то особо юбилей мы не отмечали — работали. По большому счету 2008-й и 2009-й года были настолько тяжелыми, что отголоски чувствуются и сейчас. Всевозможные кредиты и долговые обязательства, которые были тогда взяты, не все погашены. Поэтому в нынешней ситуации, когда снова кризис, мы стараемся больше работать. Даже в юбилей.
14.Расскажите о ближайших планах «Ясень-электро»
-Дело в том, что, как я уже говорил, компания прошла через много всевозможных кризисов. Плана компании работать дальше, сохранять коллектив, приносить в этот мир может быть что-то новое, может что-то созидательное, но при этом жить и честно трудиться. Вот основные планы. Говорить о том, что мы готовы расширяться или сужаться или ещё что-то… думаю, что это не соответствовало бы истине. Мы просто хотим в нашей нише, которую мы заняли за долгие годы, занимать достойное место и действительно делать свою работу. Не более того. Притязания на какие-то космические сверх феноменальные проекты у нас нет. То, что мы можем делать, мы делаем, то, что не можем, мы не беремся делать и честно говорим заказчиком об этом. План наш просуществовать и проработать честно ещё 20 лет как минимум. А там, может быть, войти в следующее двадцатилетие.
15.Какие рекомендации Вы бы дали тем компаниям, которые только начинают свой путь в этом бизнесе?
Я бы порекомендовал остановиться в начале пути, осмотреться вокруг и понять насколько они готовы к неожиданностям нашего непростого бизнеса. Насколько они готовы к тем сложностям, которые у нас возникают каждый день на нашем пути, насколько они готовы к сложным изменяющимся правилам существования юридических лиц в нашем государстве, насколько они готовы к непростым и внедрениям новых технологий, без которых невозможно сейчас выжить на рынке, насколько они готовы к внезапным и неожиданным банкротством и разорениям компаний.И если они осознают то, что этот путь они готовы пройти, тогда я пожелаю им доброго пути и предложу сделать первый шаг после этой краской остановки. Как говорил Конфуций:»Дорога в тысячу миль начинается с первого шага». Я бы порекомендовал им пойти вперёд и ничего не бояться. Потому что какие бы ужасы они сами себе не придумывали, жизнь всегда подкинет истории намного более страшнее и сложнее, чем они смогут предположить. Ситуации, когда приходится делать выбор, который ты даже не мог представить. Не придумывайте себе проблемы, они встретятся совсем другие и совсем не тогда, когда вы того ожидаете. Поэтому вперед, господа, вперед.